Vízügyi Közlemények, 1963 (45. évfolyam)

4. füzet - VIII. Könyvismertetés

i. БОРЬБА ПРОТИВ ПАВОДКОВ Инж. Д. Ириг (Венгерский текст на стр. 243) Из 93 тыс. км 2-й территории Венгрии 25%, то есть 22 тыс. км 2-ов расположено на поймах pp. Дунай, Тисса и их притоков, где живет 50% населения страны и находится 30% сел и городов, далее 50% дорог и железных дорог. Эта пойменная часть защищается против паводков с исскуственными первоклассными дамбами из земли с протяжением 3830 км (т. е. 174 м/км 2). Статьей критически рассматриваются созданные и ныне применяемые методы защиты с противопаводкими дамбами и в ходе этого рассмотрения даются принципиальные рекомендации на более простые, современные и экономичные методы защиты. После подробного изложения характеристик противопаводковых дамб статья вводит два понятия, с которыми отдельные явления могут быть более правильно объяснены. Одно из этих понятий — критическая паводочна волна, то есть продолжительность паводковых горизонтов и паводков, при которых еще обеспечивается устойчивость дамб. Этот паводочный горизонт и обеспеченность паводков зависит от формы, размеров, материала и конструктивных изменений, —- возникающихся во времени — то есть от устарелости дамб. Устойчивость дамб обеспечена тогда, если фактическая паводочная волна более благоприятная критической. Другим новым понятием является полезная высота дамбы, которая получается тогда, если из полной высоты дамбы отнимается верхний слой дамбы с толщиной 0,5—0,6 м, который разрыхлен корнями растений, грызунами и атмосферными влияниями (рис. 3). Задачей противопаводковой борьбы является то, что на всех тех местах, где ожидаемая паводочная волна больше, чем критическая паводочная волна данного противопаводкого участка обеспечить линию дамбы с временными укреплениями, вернее временными защищающими устройствами. Противопаводковые дамбы нужно защищать: 1. Против паводков, превышающих полезную высоту дамб, 2. Против паводочной волны, нападающей на откос дамбы со стороны воды, 3. Против промокания откоса дамбы с защищенной стороны, его оползни, внутренней эрозии дамбы, затем нарушения всей дамбы, и 4. Против вымыва частиц грунта из под дамбы и за дамбой и против эрозии. В проведении против паводковой борьбы можно различать две фазы. Одна фаза активная защита против разрушающего действия воды во время паводков, а другая усиление дамб или защищающих дамбу устройств, то есть опережающая защита. Статьей отдельные методы защиты против паводков рассматриваются по указанной очереди. 1 . защита против паводков превышающих попезную высоту (то есть неразрушенную плотную массу) дамбы может быть осуществлена с разрыхлением и уплотнением верхнего слоя, а активная защита может быть обеспечена с закрытием этого верхнего слоя или же с каким то повышением гребня дамбы. Переливающая через гребень дамбы вода разрушает откос на защищенной стороне и ее влияние показывается в эрозии, идущей с защищенной стороны в сторону воды. Защищаться нужно так, что с каким то повышением гребня дамбы нужно прекратить путь переливающейся воды. Однако защита всегда сомнительна, потому что неизвестно ухудшение верхнего слоя дамбы. Именно поэтому повышение гребня дамбы — небольшие дамбы на гребне — лишь тогда может осуществлять свои задачи, если оно подготовлено с хорошим основанием, длина небольшая и дамбы строятся с постоянным уходом и последовательным укреплением. <г