Arrabona - Múzeumi közlemények 8. (Győr, 1966)

Pusztai R.: Mogila germanszkogo kvjazja, najdennaja okolo sz. Lebeny

МОГИЛА ГЕРМАНСКОГО КНЯЗЯ, НАЙДЕННАЯ ОКОЛО с. ЛЕБЕНЬ На могилу натолкнулись в августе 1964 года во время разработки песчаного карьера, на самой высокой точке холма наз. Магашмарт, находящегося на юг от села (рис. 1) Ко времени моего приезда большая часть могилы и ее окружения уже были нарушены. Вскрытие обнаружило скелет высокого мужчины лет около сорока, лежащего навзничь в направлении северозапад-юго-восток, головой к северо-западу, (рис. 2) Скелет лежал сравнительно неглубоко, на глубине 110 см в чистом песке. Рост человека определили примерно в 181—183 см. Ниже дано описание найденных в захоронении предметов: 1. Стекляный стекан. (рис. С.1 а-Ь-с). Находился справа около черепа. 2. Расческа, (рис. 7) Была в футляре и лежала под черепом. 3. Между черепом и левой ключицей найден кружок, вырезанный из токой пластины с четырьмя отверстиями, (рис. 6. 2) 4. Головка эфеса шпаги из янтаря с серебряным ушком. Лежала в нарушенном песке около шейных позвонков скелета, (рис. 6. 7.) 5. Золотая пряжка, (рис. 3. 1 а —Ь). Найдена около таза. Вероятно была пряжкой пояса. 6. Золотая пряжка, (рис. 3. 3. а —Ь). Пряжка найдена в указанном на рисунке месте, во взрыхленном песке, уже не на оригинальном месте. 7. Золотая пряжка без язычка, (3. рис. 4) Находилась на указанном на рисунке месте в песке разрытой части. 8. Сабля (4. рис. 2). Лежала на правой стороне скелета. При рытье песка рабочие нарушили могилу и разломали саблю на части. При вскрытии могилы мы в оригинальном положении нашли конец ножен с находящимся в нем куском коцна шпаги. Длина шпаги, вероятно, достигала 95 см. 9. Конец ножен от шпаги (4. рис. 1) Изготовлен из серебряной пластины, низ из тонкой медной пластины. На деревянные ножны вместе с серебряными ободком были прибиты серебряными гвоздями. (Смотри реконструкцию ножен:(рис 5.) 10. Золотая пряжка (3. рис. 2 а —Ь). Была найдена в ненарушенной части могилы под пяточной костью правой ноги скелета. Была вероятно пряжкой от туфель. Интересно, что около другой ступни Не нашли подобной пряжки. При изучении песка, вырытого при нарушении могилы нами найдены ещ следующие предметы: 11. Золотое украшение к платье в виде буквы W. (3. рис. 5) 12. Кольцо к ремню из серебра. 6. рис. Ш 3) Вероятно относилось к ремню на котором была шпага. 13. Гвозди с ромбовидными головками (Две штуки). (6. рис. Ж 5,6). 14. Глиняный кувшин с одной ручкой, (рис. 8.) Светлосерого цвета, сделан на формовальном диске. Плечокувгина украшает углубленный в виде пальметты и гладкий сетчатый рисунок. Высота кувшина 34 см'. При разрывании могилы первым нашли этот предмет, в могиле он. вероятно, лежал в западном направлении от черепа. Для того, чтобы определить возраст богато оснащенной могилы ее необходимо сравнить с находками подобного типа, найденными ранее. Стеклянные стаканы такого типа, как найденный в этой могиле, известны нам из находок поздне-римских Паннонских кладбищ, возраст которых относится к периоду от середины IV. до начала V. века. Соответствующие паралели расчески с футляром мы узнали в расческах найденных в нижне-дунайском таборе Диногетия около города Галати и в фурфоозском (Бельгия) римском варварском кладбище из IV. века. Найденная нами расческа по классификации монографии Томаса Сигрида о гребнях, относится к П. типу. Основные типы этого типа (треугольная ручка, рисунок украшения в виде точек и кружочков) сконцентрированы главным образом на участке между Карнунтум-Аррабона. (Места их нахождения: Чаквар, Дьёр, Коронцо, Оросвар (Руеовце). Учитывая этот факт, его наличие в лебеньской могиле — не случайность. Их происхождение можно отнести к концу IV. — началу V. века. Наряду со стеклянным стаканом, который несомненно является римским изделием, расческу мы также считаем скорее римским, чем германским изделием. Лучшие аналоги золотых пряжек нам известны из находок могилы Лаа ан дер Тай 2., в Фэртедмедьеше (Мёрдиш, Австрия) и находок могилы якусовицкого князя. В Венгрии подобного типа пряжки найдены в находке могилы гуннского князя около Надьсекшоша. Это довольно распространенные трудно определимые 117