Arrabona - Múzeumi közlemények 8. (Győr, 1966)

Pusztai R.: Mogila germanszkogo kvjazja, najdennaja okolo sz. Lebeny

с этнографической точки зрения и даже времени их изготовления предметы конца IV. — середины V. века. В могиле германской княгини, найденной в австрийском Зибенбруннене, было несколько предметов, аналогичных найденным нами около Лебени. Так, встречалась пряжка без язычка, украшение для платья в форме буквы W в ребристой его вариации, предшественники которого происходят из южной Италии, а такя?е две серебряных заклепки с ромбовидными головками. Украшение для платья формы W нам знакомо уже из находок французкой Айранской и венгерской германской женской могилы раскопанной близ Папкеси. На восточные связи указывает и шпага, которая относится к типу длинных обоюдоострых шпгг. Эти магические, снабженные висящим набалдашником, шпаги встречаются в ряде находок хуннского периода (Якусовице, Ташка, Сирмабешеньё, Печюсёг и т. д.) Вернер определяет их происхождение на период около 400—450 годов. Подобный найденному нами концу в Венгрии ножен нам знаком только из находок около Сеитеш. Атлусхеймский экземпляр несколько более грубо отделан, но впрочем — точная копия лебеньской. Найденный нами глиняный кувшин — уникальная находка, однако по своей форме и вследствие использования для его украшения гладкого сетчатого рисунка, подходит к тому кругу находок, который вообще обозначают термином «керамия гуннских времен». Еще ближе к нему стоит кувшин, найденный во 2. могиле в Лаа ан дер Тая. Если рассмотреть венгерские глиняные находки, то этот кувшин ближе всего по родственным чертам к керамике, происходящей из леаньфалушского бургуса. Много сходных черт и с керамикой Черняховского готского кладбища IV. века. Мы имеем в виду в первую очередь кувшины с сходно формированными ручками, на плече которых находим сглаженный решетчатый рисунок, более того — на шее находим пластическое кольцо. Для определения времени происхождения нашего кувшина важны те данные, которые нашел Ян Декан при раскопках, проведенных им около Оросвара (Русовце, Чехословакия). Он при проведении раскопок керамику серого цвета с сетчатым узором нашел вместе с поздне-римской обливной керамикой, которая была закрыта горелым слоем. Выше этого слоя он нашел уже керамические изделия из более тонкого материала, темно-серой, почти черной окраски. Наш кувшин находится в родстве с керамическими изделиями из нижного слоя, то есть со времен, предшествовавших разгрому лагеря. Рассмотрев предметы подобные найденным нами в лебеньской германской могиле, при определении хронологического положения нашей могилы, мы пришли к выводу, что время ее происхождения можно считать период между концом IV. и серединой V. века. Металлические предметы менее пригодны для более точного хронологического определения возраста захоронения, так как ими в течение сравнительно долгого времени, примерно в течение 60—80 лет пользовались самые различные варварские народы. Поэтому мы при определении возраста могилы опираемся на наиболее быстро разрушающиеся предметы, как стеклянный стакан, расческа, глиняный кувшин, которые считаем в этом отношении решающими доказательствами. Все три предмета указывают на последние десятилетия IV. и первые десятилетия V. столетия. Возраст могилы, таким образом следует считать с этого периода, но во всяком случае ранее 433 года, когда область Паинония Прима также попала под власть гуннов. По нашему мнению нами в Лебени найдена могила князя такого германского племени, который со своим пародом поселился в северной части Паннонии, — вероятно спасаясь от экспансии гуннов, — и, по всей вероятности, стоял на военной службе будучи союзником римлян, на этом отрезке берега Дуная. По нашим сообраягениям находки, вскрытые в Чорна, Фэртедмедьеше, Лаа ан дер Тай и Унтерзибенбрунненен, в княжеских могилах, относятся к этому же кругу и они одновременно с этим указывают и на место стоянки племени. Р. Пустом 118