Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1987 (14. évfolyam)

1987 / 3. szám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalmi kivonata

Иаикне-Хедри, Габриелла О возможностях анализа п прогнознрованпя международных отношений В результате интернационализации и роста интердепенденции между странами, растет потребность во внешнеполитических прогнозах. Автор рассматривает ограничивающие факторы международных анализов-прогнозов (в том числе факторы неопределенности субъективного происхождения, играющие роль в формировании международных отношений, секретный характер значительной части информациит), а такжево- зможности, которые могут быть использованы вопреки вышеуказанным ограничивающим факторам. Анализы-прогно зы должны следовать логике: «что есть, зачем есть, какие изменения могут случиться в будущем, каковы возмож ные задачи». Документация, обеспечивающая быструю доступность информации является здесь основным условием. Цели наилучше соответствует банк данных, который базируется на вычислительной технике, что дает возможность раскрыть взаимоотношения цифровых и вербальных информаций. После показа проблематики тех характерных черт международных отношений, которые нельзя отражать с помощью цифровых данных, в статье подчеркивается значение системного подхода и метода взаимовлияния. Это обосновывается ускоряющимся процессом интердепенденции между государствами и отдельными сферами международных отношений, что сопровождается интернационализацией. Примеры иллюстрируют то, что почти все методы международных анализов требуют освещения взаимодействий. В отличие от обыкновенного хода мыслей, по мнению автора, нельзя жестко отграничить друг от друга международные анализы и прогнозы не только из-за тождественности большинства используемых методов, а также исходя из того, что предпосылкой прогноза является глубокий анализ, а анализ необходимо содержит прогностические отношения. Говоря о перспективах международного сотрудничества по теме, его развертывание ожидается прежде всего внутри различных интеграций, но в то же время в определенных областях оно осуществимо и с другими странами. Поскольку имеющиеся в распоряжение средства ограничены, анализы- прогнозы не могут охватывать международные отношения в целом, их следует классифицировать по потребностям внешней политики. Это требует кооперации теории н практики. Сивтеш II., Янош Службы «доброй волн » нейтралитета Службы «доброй воли» имеют в международных отношениях старое прошлое, ведь когда разразились острые конфликты, это не положило конец всем отношениям, таким образом посредник стал необходимым для урегулирования имеющихся проблем. С формальных точек зрения нейтральная страна может наиболее целесообразно играть такую роль, ведь она со стороны международного права беспристрастна. Поэтому не удивительно то, что именно страны такого статуса начинали подробно анализировать содержание данного вопроса. Нейтральные страны быстро осознали, что предоставление служб «доброй воли» является не только материально выгодным, а представляет собой такое политическое средство, с помощью которого свою безопасность можно увеличить, ведь таким образом заинтересованность заграницы (и ее политическая польза) растет в сохранении статуса. Традиционные службы «доброй воли» были в общих чертах зафиксированы уже в начале нашего века в первой Гаагской конвенции. В наши дни их можно причислять к категории так называемых технических служб «доброй воли». Для них характерно, что нейтральная страна без своей инициативы и влияния с помощью внешних рамок создает условия услуг в интересах преодоления противоположностей. Сюда относятся: роль хозяина встреч в верхах, предоставлять в распоряжение место для проведения конференций, обеспечение места постоянного пребывания для международных организаций, выполнение функций оборонительной власти, а также пополнение состава служащих международных организаций. Роль технических служб «доброй воли» имеет значение особенно во время войны, а в мирных условиях и службы «доброй воли» политического характера также имеют право на существование. Политические службы «доброй воли» имеют сравнительно короткую практику в нейтральных странах и полезность II