Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1987 (14. évfolyam)

1987 / 3. szám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalmi kivonata

их применения спорна. К этой категории принадлежат: существенная посредническая деятельность, принятие на себя международных функций, а также инициатива создания международных юридических правил и конференций, учреждения международных организаций. В отличие от технических служб «доброй воли», тут может быть существенная, возможно, партийная точка зрения. Поскольку эти усилия оказываются успешными, таким.образом они хорошо, тем более, выше среднего служат цели нейтралитета, обеспечению вечного мира. В случае, если международное сообщество или его отдельные важные члены выдвигают возражение, эти усилия и стремления могут привести к результатам, которые прямо противоречат цели, а этого исключить нельзя. Таким образом, применение политических служб «доброй воли» в спорных, напряженных международных условиях оттесняется на задний план, а в условиях разрядки оно расширяется. Технические и политические службы «доброй воли» представляют собой главное средство политики нейтралитета. Таким образом, владельцы этого статуса пробуют в повышенной степени пользоваться ним. Шамони, Андраш Европейское нротнпоядерное движение в первой половине 80-х гг. н восточно-западный диалог В первой половине 80-х гг. по всей Европе наблюдается подъем движений за мир. Причина этого заключается прежде всего в так называемом двойном решении НАТО, принятом в декабре 1979 г. Оно предусмотрело размещение новых ракет средней дальности в пяти западноевропейских странах. Новое европейское движение за мир как по генерациям так и по своим социально-политическим и идеологическим компонентам является чрезвычайно сложным. Основное согласие среди участников движений и участвующих организаций было только в том, что Европу следует освободить от ядерных оружий. Их единство было априори условным и в отличие от традиций, у них не существовало какое-то тесное центральное управление. Для этого движения было характерно смешение спонтанных действий эмоционального характера и хорошо организованных политических действий и демонстраций больших масштабов. В отдельных европейских странах эти движения показывали очень разнообразный облик, их динамизм тоже не был одинаковым. В этом в равной мере играли роль политические и культурные традиции, внутренние отношения данных стран, их географическое положение и принадлежность к определенной системе союзов. Что касается отношения политических партий к движению, и в этой области наблюдаются различия. Особое внимание заслуживает то, что коммунистические партии и социал-демократия взяли на себя определенную роль в связи с движением в отдельных странах. Автор констатирует: противоракетная борьба от своего начала была направлена на всю Европу, ее цель заключалась в освобождении как западной так и восточной части континента от оружий. Возросшая опасность войны повлияла и на население социалистических стран. Они начинали искать новые формы и рамки для выражения своего желания мира. В результате сотрудничество в области движения за мир между Востоком и Западом становилось одним из ключевых вопросов нового движения. На формирование сотрудничества в равной мере оказали влияние всегдашнее состояние отношения «Восток—Запад», предложения на разоружение от социалистических стран, оценка друг друга, картина о работе советов мира, отношения сил между направлениями внутри движения и определенные предрассудки. В 1983-м году началось размещение ракет и это привело к приостанавливанию движения. В то же время оно не совсем исчезло, скорее мы можем быть свидетелями его своеобразного «метаморфоза». Движение стало продолжительным элементом международного политического общения, в наши дни оно находится в стадии поиска путей и развивается дальше в направление некоей традиционной организованности. Участники движения стараются сформулировать новые цели и задачи, которые могут составлять базу широкого сотрудничества. С точки зрения отношений «Восток—Запад» представляется очень важным то, что ныне значительная часть движения оценивает предложения Советского Союза на основе их конкретного содержания. В заключении автор констатирует: «С точки зрения связей в области двиIII