Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1976 (3. évfolyam)

1976 / 3. szám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalmi kivonata

Иштван Kende: Движение неприсоединения и его значение в наши дни. В период холодной войны, резкого противостояния двух различных государственных группировок со стороны вновь образовавшихся государств возникло логичное стремление сохранить нейтральность, остаться в стороне от линии фронта. Это стремление подкреплялось движением ши- р экой классовой солидарности против колониального порядка в этих странах, а также необходимостью мира и состояния не вовлеченности в любого рода внешнеполитические обязательства. Такому курсу благоприятствовала также двойственность целей вставшей у власти национальной буржуазии: их защищающий национальную независимость антиимпериализм и стремление к консолидации отечественного капиталистического порядка. В осуществлении политики нейтралитета, проведении политики мирного сосуществования значительную роль сыграла конференция 1955 года в Бандунге. По мере ликвидации остатков холодной войны, коренного изменения соотношения сил на мировой арене политика чистого нейтралитета уступает место более активному курсу неприсоединения, все чаще требующего выработки конкретных установок на каждый отдельный случай. Различия в классовых отношениях стран-участ- ниц движения неприсоединения, постоянный рост их рядов создают почву для самых разнообразных проявлений этой политики. Начиная с белградского совещания 1961 года налицо серьезные успехи этого движения. Если до этого совещания движение неприсоединения несдо в себе много элементов прежней концепции нейтралитета, то теперь, по мере изменения мирового соотношения сил, успехов международного прогрессивного движения и политики разрядки, совместные выступления участников стали более активными и носят более прогрессивный характер. Растущая в своих рядах группа неприсо- единившихся стран по существу становится ядром, катализатором более широкого круга развивающихся стран, прежде всего группы «семидесяти семи». Ускорению этого процесса в большой мере способствует активная деятельность неприсоединив- шихся к военным пактам, но провозглашающих и проводящих в жизнь социалистические принципы государств. Параллельно с укреплением позитивных элементов усиливаются нападки против этого движения как со стороны поборников империалистической идеологии, так и со стороны маоистских партий и группировок. Политика неприсоединения в наши дни — это специфическое, меняющее свое содержание движение нашей эпохи. В условиях изменения соотношения сил на мировой арене успехи прогрессивных сил в развивающихся странах дают новый толчок к разработке этими странами единой стратегии в интересах сохранения национальной независимости, общественного прогресса молодых государств. Важным этапом этого процесса язится пятая встреча неприсоеди- нившихся стран в Коломбо. Бела Кадар: Рост международной роли Южной Европы Статья исследует те исторические, стратегические, политические и прежде всего внешнеэкономические факторы которые способствовали росту международного влияния южноевропейского региона за последние годы. Исторический анализ общественно-политического развития стран Южной Европы указывает на то, что их развитие не просто результат исторической отсталости от Западной Европы, но являет собой совершенно особый вариант; историческое наследие этого региона отразилось не только в существующей общественной форме, но и в особенностях политического развития, в силе левого движения и влиянии коммунистических партий. Причину роста военно-политической, стратегической роли южноевропейского региона автор видит в возникновении арабо-израильского конфликта и росте международного значения Ближнего Востокакак производителя нефти. В тесной связи с ростом политического и стратегического значения южноевропейских стран происходит ослабление их прежней зависимости от США, усиливается дифференциация соотношения сил и ослабление стратегических позиций НАТО в этом районе, оживляются стремления к изменению прежней внешнеполитической ориентации, к укреплению сотрудничества с социалистическими странами. Статья указывает на тесную связь ускоренного процесса общественно-политического развития и возникновения новых элементов во внешнеполитической ориентации с темпом послевоенного экономического развития. Возникшие в результате ускоренного темпа экономического развития и структурного преобразования южноевропей ских стран новые силы и сферы заинтересованности во все большей мере проявляют себя в системе внешнеэкономических связей и общей картине изменений в гешнеполити- ческих ориентаций. Новые сферы заинтересованности, возросшая роль в мировой экономике и политическое развитие южноевропейских стран создают благоприятные II