Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1976 (3. évfolyam)

1976 / 3. szám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalmi kivonata

условия для развития отношений с социалистическими странами, в том числе с Венгрией. Я. Ласло Кишш: Десятилетие отношений между ВНР и ФРГ (1963—1973 гг.). Развитие венгеро — западно-германских связей, являясь составной частью процесса нормализации отношений между восточноевропейскими социалистическими странами и ФРГ, фактически является путем к установлению между этими странами дипломатических отношений. Соответственно этому двусторонние связи этих государств имеют также общеевропейское, мультилатераль- ное содержание. Первый период отражает время с момента заключения межправительственного венгеро — западно-германского соглашения до создания большой коалиции (1963—1966 гг.). Основанную на блоковой конфронтации и холодной войне внешнюю политику Аденауэра в начале шестидесятых годов сменила политика «малых шагов» Шредера, взяв за основу тактику изоляции и раздела социалистических стран. Важным результатом двусторонних отношений явилось заключение в 1963 году первого долгосрочного межправительственного соглашения о торговом и финансовом обороте, а также установление торговых представительств. Используя экономическую заинтересованность социалистических стран, ФРГ стремилась к тому, чтобы путем экономического давления добиться политических преимуществ (западно-берлинская клаузула). Этим же интересам было подчинено стремление торгового представительства ФРГ' в Будапеште распространить свою юридическую компетенцию на область культуры и консульские вопросы. В политические цели ФРГ входило, путем относительного урегулирования прямых двусторонних связей, изолировать их от разрешения таких важных вопросов как признание ГДР; статус Западного Берлина и т. д. Второй важный период открылся посещением Венгрии государственным секретарем Паром. Однако проводимая социал- демократами так называемая восточная политика хотя и содержала признание реальностей, но по основным вопросам осталась на прежней платформе. В ходе встреч в Варшаве, затем в Карловых Варах социалистическими странами были определены условия нормализации своих отношений с ФРГ. В 1968 году в венгеро — западно-германских связях начался период застоя. Зашли в тупик переговоры по возмещению убытков и причиненного вреда. Развитие отношений отмечалось лишь в области межпартийных связей ВСРП и СДПГ; в этот период представительства обеих стран были наделены правовыми правомочиями по выдаче виз и паспортов. Начало новому важному периоду, приведшему к установлению дипломатических отношений между Венгрией и ФРГ, положило назначение Брандта на пост канцлера. Европейское «статут-кво» теперь на деле стало основой политики правительства ФРГ, и западно-германская буржуазия получила надежду на то, что социал-демократы наименьшей ценой смогут во внешнеполитическом плане разрешить важную наболевшую проблему ликвидации несоответствия между политическим и экономическим стагусом страны. Значительным событием в двусторонних связях того периода был обмен визитами на уровне министров (Биро и Шиллер), а также подписание долгосрочного договора по товарообороту и промышленно-экономическому сотрудничеству. Изменение западно-германской внешней политики в сторону признания реальностей выразилось в достижении соглашения по возмещению убытков и проведении консультаций на уровне министерств иностранных дел. В ходе подготовки к совещанию по безопасности в Хельсинки произошла первая венгеро — западно-германская встреча на уровне министров иностранных дел. В декабре 1973 года Венгерская Народная Республика сотым по счету государством установила дипломатические отношения с фРГ. Ежеф Баланс: Некоторые идеологические вопросы международной разрядки после Хельсинки На значение и влияние совещания в Хельсинки указывает, кроме прочего, практика ссылки на его решения при оценке как сторонниками, так и противниками разрядки, •— каждыми со своих позиций — существующего международного положения или мотировке своих внешнеполитических целей. Процесс расширения разрядки отражает, наравне с общечеловеческими интересами, специфические интересы сосуществования двух мировых систем, доказывая этим, что разрядка не только следствие субъективных человеческих интересов, но и объективных реальностей современности. Мирное сосуществование противоречит исходящим из самой природы капитализма интересам капиталистического строя. Поэтому у разрядки всё ещё существуют серьезные противники, и процесс принятия ее капиталистическим миром протекает медленно. III