Vízügyi Közlemények, 2002 (84. évfolyam)

3. füzet - Keve Gábor: A jégmegfigyelések korszerűsítési lehetőségei

378 К eve Gábor Возможности усовершенствования наблюдения над ледовыми явлениями КЕВЕ Габор дипл. инженер Наиболее опасные наводнения р.Дуная в прошлом встретились во время ледовых явлений. 24 ледовых наводнений в XVIII-OM веке уничтожило многие населенные пункты, следы которых вообще не сохранились до настояшего времени, сохранились лишь их названия в разных записках. Все 6 наводнений за первые 30 лет Х1Х-ого века было вызвано также ледовыми явлениями. Жертвой ледового наводнения в 1838-ом году стало не только столица страны, но вся долина р. Дуная начиная с г. Эстергом и включая г. Мохач. В числе наводнений в XIX-ом веку необходимо упоминать наводнения за 1839., 1850.. 1876., 1878., 1883. и 1891. гг. В первой половине ХХ-ого века ледовыми наводнениями вызваны значительные ущербы в 1920 и 1923 годах (у Будапешта), в 1926 и 1929 годах (на верхней-Дунае), в 1940 и 1941 годах главным образом ниже Будапешта. Наибольшие наводнение ХХ-ого века наблюдалось в 1956-ом году (рис. 1), во время которого былы прорваны защитные дамбы на 58 местах, залитая водой площадь составила 750 км-, а ущерб 540 млн форинтов на тогдашних уровнях. На рис. 2 показываются ледовые условия на байаском участке р.Дуная на основании данных, имеющиеся распоряжении авторов для 102 зимних периодов в 1901-2002. йа более 100-летний период наблюдалось 24 лет без ледовых явлений, почти половина которых, 11 наблюдалось за последние 30 лет. Безледные периоды встречались и раньше, но никогда не так часто. На рис. .7 показывается тенденция зимних уровней воды в створс р. Дуная у Байя. В связи с тенденйией необходимо упоминать, что изменение расходов воды не показывают заметную тенденцию во время, из чего и выходит, что одинаковые расходы пройдут ныне при более низких уровнях воды. На рис. 4 были определены вероятности наблюдения льда по суткам. Хорошо видно, что характер ледовых явлений не изменился за последние годы. Продолжительность ледовых явлений стала короче и почти на половину сократилась вероятность их появления. Согласно рис.4 появление ледовых явлений наиболее вероятно в январь и февраль, поэтому было более подробно исследовано изменение среднемесячных темперетур за эти два месяца (рис. 5). Исследования не показали заметных изменений в температурах. Сопоставляя рис. 2 и 5. можно видеть, что для появления льда на байяйском участке р.Дуная требуется среднемесячная темперетура ниже -5 °С, а для форми-рования ледостава накопление отрицательных сумм температур в размере 120-140 "С (таблица 1). Наблюдения над ледовыми явлениями в Венгрии практикуются более 100 лет. Оценка покрытия реки льдами на глаз является весьма субъективным. Наглзная съёмка покрытия реки льдами, полученные по наблюдениям с берегу и по наблюдениям с птичьего полёта весьма различаются (рис. 7 и 8.) Сотрудниками Нижнедунайского Управления Водного Хозяйства (ADUVÍZIG) в зимний период 1971/72 была разработана такая идея наблюдения над ледовыми явлениями (рис. 9 и 1(1), на базе которой возможно было устранять большие ошибки при оценке ледовых условий. Соединяя эту идею по наблюдению с сегодняшней техникой, в январь 2002 г. удалось создать условия непрерывного инструментального наблюдения над ледовыми явлениями на данном участке р.Дуная (рис. 11 и 12.). Система наблюдения состоит из камеры-вебсервер, установленный на высоте (рис. Н) и безкабельной телепередачи дигитизированных микроволн. Интересно отметить, что сигналы дигитизации наблюдений можно воспринимать в любой части мира. Исследования в настояшеее время продолжается в направлении техники, принятой для определения скорости на базе съёмочных картин движения частиц. Надеется, что подобным путём и определение степени покрытия реки льдём, и скорости движения льда можеть автоматизироваться. Способы обработки съёмочных картин имеют лишь краткое прошлое, но несомненно перед ними стоит огромное будущее.