Vízügyi Közlemények, 1989 (71. évfolyam)

4. füzet - Mika János: A globális felmelegedés és magyarországi sajátosságai

A globális felmelegedés és magyarországi sajátosságai 557 с 50%-ой вероятностью. Параллельно с оттеплением, по всей вероятности, продолжается повышение уровня мирового океана (рис. 1). Увеличение концентрации газов парникового эффекта кажется неизбежным, поскольку оно связано с такими основными тенденциями, как рост населения (продоволствия), вызывающий рост метана или как рост производства энергии, приводящий к росту С0 2. Оттепительный эффект С0 2 и остальных газов парникового эффекта увеличивается в будущем приблизительно равным обзором (рис. 3). Тенденция глобального оттепления временно может быть прервана на короткий период и приблизительно на 0,5 К вследствие вулканических извержений (рис. 4). Среди последствий ожидаемого изменения климата важным является то, что увеличение концентрации С0 2 само по себе благорпиятно влияет на фотосинтез расстений (рис. 5). Наиболее значительным экологическим эффектом изменения климата является, по-видимому, изменение гидрологического цикла, прежде всего изменение осадков (рис. 6). Автор на основании собственных исследований излагает особенности глобального оттепления в Венгрии. Расчеты были выполнены на основании инструментальных метеорологических наблюдений за 100 лет, а также исторических и палеоклиматических рядов при помощи регрессионного анализа. Если глобальное оттепление остается в пределах 0,5-1,0 К, то в Венгрии в летние периоды увеличивается возможность появления засух вследствие уменьшения осадков и увеличения солнечного сияния. Одновременно, по-видимому, увеличивается и склонность к появлению гроз. Температура зимнего полугодья изменяется параллельно с темпом оттепления (и с ростом температурного контраста континент океана). Согласно глобальным циркуляционным моделям атмосферы (табл. II) глобальное оттепление в размере 3-5 К вызывает в Венгрии увеличение зимней температуры, осадка и почвенного увлажнения, а тенденция иссушения климата в летний период приостанавливается, даже повернется. Вероятные последствия изменения климата в гидрологических условиях Венгрии появляются в снижении ледовых покрытостей в реках, в уменьшении стока, уровней воды и выработки водной энергии, возможно и увеличение изменчивости стока. Возможно и увеличение почвенной эрозии, ухудшение условий пополнений грунтовых и карстовых вод, и по-видимому требуется более водоэкономное орошение. В последствие климатических изменений применение прошлых гидрометеорологических данных наблюдения в практических заданиях требует осторожности. * * * The characteristics of global warming in Hungary by Dr. J. MIKA, dip!, meteorologist First, the changes in climate and in the composition of the gases causing the greenhouse-effect (Table I) were discussed by the author. Then, the general aspects of modeling of the phenomenon were outlined. An empirical method for estimation - recommended by the Conference of VillachBellaggio (1987) - was afterwards presented along with three more and more accepted scenarios. Accordingly: global warming may take place with a probability of 90 percent between the limits 0.8 K/decade and 0.06 K/decade but with a probability of 50 percent above the value of 0.3 K/decade. Parallelly, warming up of the upper layers of the ocean-water will continue (Fig. I.). Further concentration of the "greenhouse gases" seems to be unavoidable. Emission of such gases is a function of some basic tendencies: increases of methane (Fig. 2) and C0 2 due to population growth, increase of needed food and energy production, respectively. C0 2 and other greenhouse gases will cause smooth but gradual warming in the near future (Fig. 3). The general tendency of warming may be interrupted from time to time by volcanic activity for shorter periods. It is essential that beside the expected climatic changes, increased concentrations of C0 2 will