Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1974 (1. évfolyam)

1974 / 1. szám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalmi kivonata

Янош Петер: К читателю Перед читателем первый номер нового журнала. Задачу и предполагаемое содержание журнала просто и ясно выражает его название: Внешняя политика. Его первейшая задача: раскрывать, с соответствующими разъяснениями, сущность, мотивы и цели, достижения и недостатки внешнеполитической деятельности Венгерской Народной Республики. И поскольку Венгрия не изолированно выступает в международных делах, а в органической и союзнической связи с другими социалистическими странами, прежде всего с Советским Союзом, странами—членами Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи, то постоянной задачей журнала будет также конструктивное освещение стремлений и проблем социалистического содружества, внешнеполитической инициативы отдельных социалистических стран, а также их достижений и недостатков. В зависимости от перемен в международных отношениях темой журнала, по необходимости, вновь и вновь явятся вопросы изменения военно-политических и внешнеполитических ролей Варшавского Договора, а также развития внутренней жизни и международных связей СЭВ. Однако поскольку и социалистические страны живут не изолированно, и их внутрен- ня жизнь, взаимоотношения и главным образом международная деятельность связывают их сложным переплетением неисчислимых нитей с жизнью, развитием и проблемами развивающихся стран и развитых капиталистических стран, то редакция журнала будет постоянно уделять внимание важнейшим моментам развивающегося мира, отдельным и общим явлениям развитых капиталистических стран, действиям НАТО и Общего рынка, а также других военных и экономических объединений. В интересах большей правдивости анализа журнал временами будет публиковать работы не только венгерских авторов, но и использовать сотрудничество лучших иностранных специалистов исследуемого вопроса, и не только из социалистических стран. Новый журнал должен удовлетворять запросы широкого круга читателей. Сейчас сильно возрос интерес к международным событиям, что в наше время имеет особые причины. Коммунисты всегда стремились мыслить в мировой перспективе. Так это было уже и тогда, когда социалистическая революция ещё не победила ни в одной стране, тем более наблюдается это теперь, когда мировая социалистическая система, благодаря международному значению содружества социалистических стран, всё энергичнее осуществляет новые нормы в отношениях между странами. В странах с другой общественной системой также в большой мере увеличился интерес к событиям международной жизни. В тех западно-европейских странах, в которых в начале пятидесятых годов наблюдалось полнейшее безразличие к корейской войне, широкие массы теперь живо реагируют на глубоко волнующие их события в Индокитае и на Ближнем Востоке. Независимо от общественной системы люди во всех частях мира сегодня осознают, что в международной жизни на самом деле «всё взаимосвязано» и в конкретном и в общем смысле. Под словом «всё» мы должны подразумевать сегодня и космос и морскую глубину. В наше время в интересах мира и безопасности уже и на них должны распространяться международные соглашения. Всё, что происходит в любой части света, — будь это в Европе, на Дальнем или Ближнем Востоке, или в обеих Америках, — и даже то, что может произойти в мировом пространстве, например, в ходе советско-американских совместных космических исследований, — может оказать глубокое влияние на судьбу человека, условия существования его народа, нации, государства. Этот большой интерес к международным событиям и у нас, и во всем мире проявляется в такое время, когда в результате изменения международного соотношения сил реально можно предполагать достижение прочного мира во всемирном масштабе. Началась ликвидация агрессий. Близится возможность регулирования путем переговоров чреватых большими опасностями проблем. Советский Союз и вместе с ним содружество социалистических стран коренным образом изменили международное соотношение сил. В результате у нас появились новые задачи, а наши прежние обнаруживают себя в новых условиях. Правильное толкование, освещение, разъяснение новых явлений, точная формулировка новых задач сегодня гораздо необходимее, чем на прежних этапах, при другом соотношении сил. Факт, что мы живём в эпоху перехода от капитализма к социализму, сейчас означает другое, чем, скажем, в 1919, в 1945 или в 1956 году. И мирное сосуществование означает сегодня не то, что оно означало в годы образования Советского Союза. II