Vízügyi Közlemények, 1964 (46. évfolyam)

4. füzet - IV. Perényi Károly: Héjcsatornák az öntözésben

I. РАЗНЫЕ МЕТОДЫ ДОЛГОСРОЧНЫХ ПРОГНОЗОВ РЕЧНОГО СТОКА И СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Проф. др. инж. В. Крессер, Вена (Венгерский текст на стр 187) На первой конференции придунайских стран (в Будапеште) по вопросам гидрологических прогнозов сдано обзор наиболее важных — в водном хозяйстве использованных — методов вычисления долгосрочных прогнозов расходов водотоков и необходимых для применения этих методов предпосылок. В то же время показалось желание и — в интересах добывания новых знаний — необходимость применения всех методов вычисления долгосрочных прогнозов у одного и то же водотока и польностью объективно сравнивать полученные по разным методам результаты. Об этих исследованиях, выполненных с помощью математической лаборатории Венского Технического Института, говорится ниже. Идеальным объектом для обширного исследования служил 132 летный ряд расходов р. Дунай у ст. Штейн —Креме, который отвечает всем требованиям. Так например этот ряд имеет чрезвычайную длину, значения ряда являются характеризующими для одного большого водосбора, причем в результате суммирования местные непериодические влияния выравниваются, а закономерные явления выявляются. Выполнена проверка ряда в статистическом отношении по соответствующим правилам, результат проверки был польностью удовлетворительный. В частности ясно показались изменения в зависимости от времени, в результате чего применение периодографического метода стало обоснованным. Долгосрочные прогнозы расходов р. Дуная у ст. Креме было вычислено по 6 методам, а именно 4 периодографическим и 2 статистическим методам. К периодографическим методам принадлежат гармонический анализ, периодограм-анализ, анализ разглаживанием и интегральный метод. Из статистических методов были использованы те, которые выразили зависимость между стоком и количеством солнечных пятен, или который основывается на гидрологической аналогии. 1. По гармогическому анализу определена 6 ярко выраженных волн с выступающей амплитудой, как это показано на рис. 2. Через предельные места этих господствующих 6 волн можно провести линию, которая плохо совпадает с первоначальным хронологическим графиком и одновременно порядочно-монотонно протекает (рис. 3). 2. Периодограм-анализ тоже не удовлетворил ожидание, особенно если учтем, что эта громадная работа может быть произведена только с помощью электрических счетных машин. При анализе ряда было наблюдена пять выражающих воли большими колебаниями. Дальнейшие рисунки оказывают возможность для ознакомления с расчетами, необходимыми для вычисления параметров каждой реальной волны. Если сопоставляем интерполированную кривую, — т. е. результат длительных вычислительных работ — с первоначальным рядом величин (рис. 6) то увидим, что согласование между ними не удовлетворительное, а между расходами и результатом не имеется пропорции. 3. Последующим методом был принят метод разглаживания, про котором сравнительно быстро были определены господствующие волны. Амплитуды превышали их ож-и даемое значение в 2—2,5 раз, причем в случае наиболее длиной волны это отклонение было небольшое, но в случае 12-летнего ряда оно превышало его ожидаемое значение в 4 раза. Польный анализ позволяет интерполировать первоначальный ряд, и на основе этого ожидаемая достоверность прогнозов большая. 4. Интегральным методом точнее могли определить предельные значения и длины волн, в результате чего анализ стал более четким, а прогнозы более обоснованными. 5. Влияние процессов в атмосфере и изменения изучений внутри цикла солнечных пятен позволяют нам составить прогнозы на этих основах. Как видно на рис. 9. отношение между расходами Дуная и относительным числом солнечных пятен (наблюденных в городе Цюрих) не так простое, что могли бы предполагать линейную корреляционную связь между