A Debreceni Déri Múzeum Évkönyve 1980 (Debrecen, 1982)

Művészettörténet - Sz. Kürti Katalin: Junosesznije godü i nacsalo tvorcseszkoj dejatelnoszti Ferenca Meddjesi

Каталин Кёрти ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ И НАЧАЛО ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕРЕНЦА МЕДДЬЕШИ (1881—1958 гг.) Четыре монографии, три фильма, больше ста научных работ и статей знакомило до этого времени интересующихся с жизненным путем Ференца Меддьеши. Особенно во время подготовки празднования в 1981-ом году столетнего юбилея вызвала интерес и стала в центр внимания общественности личность этого скульптора европейского масштаба, личность которую можно сравнить с такими большими именами, как Меллол, Деспиаус, Мештрович, Вера Мухина, Бэни Ференци и Бэк Ё. Фёлёп, чьи главные творения (например: скульптуры, завоевавшие в 1931-ом году на Всемирной Выставке в Париже Большой Приз) можно даже сказать, что целое наследство, находятся в городе Дебрецене. Начало творческого пути этого большого скульптора разработано довольно слабо. Теперь, имея в распоряжении это наследство, всё больше имеется возможность для его творческой разработки. В дальнейшем необходим широкий круг исследований — частью оставшихся во Франции (работы, созданные между 1905—1908-ыми годами), частью находящихся на территории тогдашней Галиции (окресности Кракова и Львова) — памятников, другими словами исследования в отношении отожествления и уточнения мелких пластических работ скульптора. Ференц Меддьеши — уроженец города Дебрецена. Этот город не только данное в его автобиографии, но и источник одухотворенности его скульптур. Отсюда он отправился в Будапештский медицинский университет, а после его окончания в Париж, где в Академии Художеств, в Колоссии, в Юлианской Академии и других свободных школах продолжал свою учёбу дальше. Но самое большое влияние оказали на него образцы античного восточного и греческого скульптурного искусства, находящиеся в Лувре. Во время его Флорентийского учебного пути (1909—1910 гг.) он познакомился с этрусским искусством и только здесь по-настоящему изучал камнетёсное искусство. Дома, в 1908-ом году, он в первый раз представил свои работы на выставке. Между 1910—1914-ыми годами он присоединяется к Будапештскому Дому Художеств, который объединял прогрессивных мастеров, и на его выставках показал такие свои работы, как: «Танцующие», рельеф «Три Грации», «Жирный мыслитель», «Отдыхающий», «Поломойка», акт «Поднимающий камень» и другие. Здесь он получил и первое признание своего искусства — приз Сацелляри. В 1914-ом году распался Будапештский Дом Художеств, его лучшие представители, между ними и Ференц Меддьеши, отправились на фронт. Скульптора в чине врача призвали к военной службе, где при врачевании он имел возможность дальше продолжать рисование, делать наброски, позднее делал портреты и надгробные памятники. Во время войны он создаёт своего «Всадник»-а (1915 г.), скульптуру «Всадник на вздыбленном коне» (1917 г.) на основе которого в 1922-ом году создаёт одно из своих главных творений, а именно: скульптура «Маленький всадник». В 1917-ом году Ференц Меддьеши слепил «Кормящую мать», скультуру, ставшую собственностью Музея Акад мии Художеств. Вернувшись с войны домой, он снова пристаёт к прогрессивным мастерам искусств и вместе с ними принимает участие в управлении художественной жизнью Венгерской Республики: учит молодых рабочих в Пролетарской Художественной Мастерской, здесь слепил скульптуру Энгельса. Поэтому и понятно, что после падения республиканской власти в Венгрии его искусством долгое время пренебрегают, он не получал никаких заказов, никто не покупал его работ. «Никакой талант нельзя зарыть в землю» — говорит народная пословица. Передовые художники, писатели эстетики, такие как: Жигмонд Мориц, Элек Петрович, Мариус Раби384