Horváth Attila – Orosz László szerk.: Cumania 6. Historia (Bács-Kiskun Megyei Múzeumok Közleményei, Kecskemét, 1979)

Sz. Körösi I.: Adalékok a népoktatás történetéhez (a XIX. század második felében Kecskeméten és a Kiskunságban)

ИЛОНА С. КЁРЕШИ ДАННЫЕ К ИССТОРИИ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (в г. Кечкемет и в районе Кишкуншаг во второй половине XIX столетия) В первой части статьи сообщаются данные, касающиется материальных и персональных условий народного образования данного периода. До 1868 года школы за немногими исключениями являлись церковными. Только в городе Кечкемет были все школы переданы под ведомство муниципалитета между 1872 и 1877 гг. В г. Кишкунхалаш только кальвинистские школы были переданы муниципалитету. В других местах коммунальные школы не были организованы. Своеобразной проблемой народного образования в этом районе являлась организация школ в пуште. На пуштах, расположенных поблизости города Кечкемет, 10 школ начали свою работу еще в конце 1850-х г. число их до конца прошлого века возросло до 21, но тем не менее, много сотен детей было лишено возможностей школьного образования из-за больших расстояний. Письма учителей, священников и Докладные записки школьных инспекторов сообщают о состоянии школьных зданий. В результате принятия закона о народном образовании в 1868 г. начался медленный рост числа школьных зданий, однако в течение многих десятилетий оно не достигло такого количества, которое соответствовало бы численности детей школьного возраста. Закон о народном образовании обратил внимание общественности на недостаточное число учителей и педагогических училищ в стране, а также и на низкий уровенеь образования учителей. Для улучшения подготовки учителей были созданы новые педагогические училища, а также были организованы курсы усовершенствования знаний учителей. Однако чрезвычайно низкая заработная плата учителей начальных школ заставляла их работать по совместительству, так, например, в деревнях они выполняли по совместительству работу нотариуса или почтмейстера, кроме того, занимались скотоводством, земледелием. Все это мешало им повысить свой культурный уровень. Большинство детей школьного возраста в этом районе посещало школу нерегулярно. Число пропусков везде достигало больших размеров. Основными причинами пропусков было использование рабочей силы детей в сельском хозяйстве в осенний и весенний периоды, в периоды срочных работ, кроме того бедность населения и большие расстояния их жилища от школы. Родителей детей, без уважительной причины пропускавших занятия, штрафовали. Сведения об успеваемости детей мы находим в докладных записках школьных инспекторов, а также в немногих дошедших до нас протоколах экзаменов в конце учебного года. Что касается роста числа грамотных, в конце прошлого века наблюдалось большое развитие, хотя дети — либо по вине учителя, либо по другим причинам — ив дальнейшем овлагевали только частью знаний, предусмотренных в учебных программах. По окончании начальной школы дети до 15летнего возраста были обязаны посещать повторительные курсы, на которых они снова проходили предметы начальной школы, а также получали практические знания — по садоводству, кустарному производству. В гг. Кишкунхалаш и Кечкемет существовала сельскохозяйственная школа. Большинство крестьянских детей, однако, только закончило или даже не закончило начальной школы. Лишь небольшая часть их дошла до средней школы и еще меньше — до высших школ. 248