Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1988 (15. évfolyam)

1988 / 4. szám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalomjegyzéke

i Хайду, Андраш: Сиртеш И., Янош: О Средней Европе в настоящее время Внешняя политика нейтралитета Носталгический тон ренесанса Средней Европы на повороте 70-х и 80-х годов требует следующего анализа: возможно ли добиться современного средне-европейского сотрудничества в нашем регионе с исторически своеобразным развитием? Возникновение разделенной Европы привело к провалу традиционной Средней Европы. Переход холодной войны к разрядке увеличил возможности действий для малых и средних стран Европы, но качественного прорыва не произошло относительно областей отношений между Востоком и Западом, глубины сотрудничества. Так до сих пор не проанализированы и региональные возможности в сотрудничестве между Востоком и Западом. Одной из центральных идей современного восприятия Средней Европы в формальном смысле могда быть эта региональ- ность. А что касается ее содержания, им может быть процесс модернизации, что на повестке дня почти во всех странах Средней Европы. Задача внешней политики - способствовать модернизации и в связи с этим координировать необходимые шаги регионально в Средней Европе. А все это имеет и значение, выходящее за пределы этого региона: разнообразие, традиции здешних госу- рарств дают возможность попробовать в этом регионе новые формы сотрудничества между Востоком и Западом, которые могут служить образом даже для всей Европы. Основу для этого могут предоставить: совместная работа в объединеннии «Альпы - Адриатика», специфическое сотрудничество ради повышения военной безопасности и доверия, совместное исследование региональных духовных ткуль- турных традиций. Такое нового типа сотрудничество не нарушает интересов ни стран этого региона, ни союзных систем, даже положительно влияет на них. Все это может способствовать и повышению роли Европы как континента. Эта форма регионального сотрудничества в процессе модернизации региона движущегося по пути своеобразного развития - Средней Европы - может разрешить скрытое в сохранении национальной идентичности и неизбежном осуществлении модернизации и в историческом плане повторящееся противоречие. Современная внешняя политика четырех нейтральных стран Европы редко анализируется по отдельным странам и ещё' реже в совокупности. Таким издавно нейтральным странам как, Швейцария и Финляндия, являющимися типичными представителями нейтралитета, не уделяется достаточно внимания, хотя они от случая к случаю берут на себя значительную роль во внешнеполитических событиях континента. Швейцария -самая старая нейтральная страна на континенте. Исторический опыт её внешнеполитической деятельности, а также в результате этого ещё в 50-х годах сформулированная концепция политики нейтралитета существенно повлияли на мышление остальных трех стран с нейтральным статусом. Долговременный и нередко отрицательный опыт заставил Швейцарию проявить такую внешнеполитическую осторожность, которая привела в некоторой степени к дипломатической сдержанности и пассивности, несколько смягчившейся в течение последних лет, особенно в результате Конференции по Безопасности и Сотрудничеств в Европе, но полностью так и не прекратившейся. Но в отличии от Швейцарии, Австрия выступила как сторонник активной внешней политики, поборник Конференции по Безопасности и Сотрудничеству. Разумеется эго не всегда было так. Сначала Австрия следовала примеру Швейцарии, но вынуждена была убедиться, что мир спрашивает с неё полезность её нейстралитета. Австрия отошла от первоначального курса, и своей деятельностью доброй воли смогла активно служить интересам своего нейтрального статуса. Нейтральные страны в мирное время не должны формально подчинить свою внешнюю политику правовым последствиям их статуса. Этим обстоятельством пользуется в первую очередь Швейция, которая в качестве представителя проблем третьего мира время от времени открыто подвергает критике великие державы и тем не менее не потеряла своей позиции посредника. Но вызывает сомнение тот факт, что могла бы она служить требованиям своего статуса нейтралитета без подготовки их в условиях мира? Финляндия считает своей основной задачей поддерживание такой дипломатии в мирное II