Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1987 (14. évfolyam)

1987 / 4. szám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalmi kivonata

Пал Элиаш: Защита прав и интересов наших граждан в загранице Статья дефиницирует консульское право по сравнению с традиционными позициями, считающими его как часть международного права, в качестве такой комплексной области права, которая включает в себе как международные, так и внутренние правовые нормы. Статья подробно рассматривает заграничную защиту прав и интересов как элемент но содержанию гражданства, то есть правогого отношения между государством и гражданином, а потом она анализирует положения конституций социалистических государств, касающиеся заграничной защиты своих граждан. Автор констатирует, что данные положения относятся как к дипломатической, так и к консульской защите. Далее автор рассматривает современную систему венгерского позитивного права и позицию правовой науки по защите прав и интересов венгерских граждан в загранице. После раскрытия недостатков правогого урегулирования проблематики в Венгрии он указывает на то, что подробный порядок заграничной защиты прав и интересов венгерских граждан следует урегулировать в рамках публичного юридического правила высокого уровня, а основной принцип урегулирования нужно декларировать и в' Конституции, в качестве основного права граждан, в соответствии с развитием современного венгерского общества и со стремлением, направленным на расширение демократических гражданских прав. В стаге подчеркивается то, что данное право может означать только право на консульскую защиту, поскольку пока нет практической возможности сформулировать дипломатическую защиту в качестве основного права граждан. Статья показывает одну из возможностей в направлении дальнейшего развития политической системы и действующей Конституции. Петер Хаваги: Социалистический Интернационал и международные отношения Социал-демократическое (социалистическое) движение называет одной из своих главных характерных черт гетерогенность, цветивость. Большинство партий данного движения разделяет принцип «демократического сойиализ- ма» и основанную на нем стратегию, цель которой состоит в постепенном преобразовании общества с помощью реформ, и таким образом — своеобразно понимая — в превышении капитализма. В 80-х годах в качестве самой важной характерной черты социал- демократии следует подчеркнуть то, что в наши дни разработка такой со: циал-демократической альтернативы которая осуществима лишь в национальных рамь'ах, оказывается все более трудной. По мнению современной социал- демократии мировые проблемы нашей эпохи как, например, отношения Восток-Запад, трудности развивающегося мира, органически переплетаются с общественными и экономическими противоречиями развитых капиталистических стран. С этим объясняется то, что в 70—80-х годах усилились международная активность социал-демократии и ее стремление принимать участие в урегулировании международных вопросов. Цели по общественной политике Социалистического Интернационала определяют в перспективе значительную коррекцию его внешнеполитического курса и оценку международных отношений. Ось международной стратегии Социалистического Интернационала составляют: смена структуры капиталистической экономики, решение общественных противоречий, защита гос5г- дарства благоденствия, продолжени- социал-демократической полтиики реформ, разработка более современной социал-демократической альтернативы но эко комической и социальной политике, такое возобновление социал-демократии, которое способствовало бы тому, чтобы она укрепилась в большинстве европейских стран и становилась правительственной силой. Все это обязательно требует создания нового экономического и политического порядка, на что направлена международ- дея тельность Социалистического Интернационала. II