Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1985 (12. évfolyam)

1985 / 3. szám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalmi kivonata

Ласло Чаба: СЭВ в условиях меняющегося мира Вступительная часть статьи дает обзор существующих тендений развития в мировой экономике, определяющих участие стран СЭВ в международном разделении труда, и изменений в этой сфере. Показатели доли участия стран СЭВ на мировом рынке, которые были очень низкими в исходном периоде, к середине шестидесятых годов демонстрировали стабильную тенденцию роста. Однако с 1965 года вплоть до 1983-го наблюдается продолжительный спад этой тенденции. Тот факт, что этим странам к 1983 году в условиях снижения общего показателя мирового экспорта на 8,4 процента удалось вновь достичь полуторапроцентного роста своей доли, заслуживает особого внимания. Даже такой незначительный прогресс участия на мировом рынке был результатом чрезвычайных усилий, предпринятых странами СЭВ в интересах восстановления их внешнеэкономического баланса. Две трети этого успеха принадлежит Советскому Союзу, что говорит о малой результат- ности усилий обремененных международными платежными обязательствами группы восточно-европейских стран. Вопреки этим достижениям утрата позиций стран СЭВ на мировом рынке с очевидностью представляется долгосрочным процессом. Наибольший показатель одинаково как советского, так и восточноевропейского участия в мировом экспорте был достигнут в 1965-м году (без учета показателя 1983-го года). Поэтому периодом выхода для этих стран на мировой рынок следует считать не семидесятые, а шестидесятые годы. Что касается импорта, то и здесь происходят те же процессы. Таким образом, поскольку действительного выхода на мировой рынок, — который так часто обвиняют н преувеличивают, — не произошло, исцеление связанных с обязательством международных платежей трудностей вряд ли удастся достичь ослаблением открытости в мировую экономику, несмотря на то, что страны СЭВ до сих пор именно таким путем добивались определенных результатов в этом направлении. В восьмидесятые годы коренным образом преобразилась система условий сотрудничества внутри СЭВ. Если в прежние времена развитие перерабатывающей промышленности малых стран СЭВ зависело прежде всего от поставок носителей энергии и сырья из Советского Союза, то в настоящее десятилетие Советский Союз с настойчивостью поощряет всё более усиленную разработку странами-партнерами СЭВ отечественных источников сырья и энергии. Причинами этого — наравне с остальными — являются возросшие трудности разработки советских сырьевых источников, расточительность в энергии существующей структуры перерабатывающей промышленности социалистических стран, отставание политики перестройки структуры и механизма промышленности. Кроме того, спад мировых цен на сырье вынуждает Советский Союз — в интересах сохранения уровня доходов в переводной валюте от экспорта — повышать поставки своего сырья в Западную Европу. От своих партнеров по СЭВ в обмен на сырье и носители энергии Советский Союз хочет получать отвечающие высокому технологическому уровню более современные изделия промышленного производства. Интересы прогресса требуют разработки такой стратегии, которая способна противостоять изложенным трудностям, усилить способность стран СЭВ приспосабливания к изменению условий мировой экономики. Учитывая наличные возможности, можно предполагать и в дальнейшем первостепен- ность задачи усовершенствования ме- нютраслевого разделения труда между странами СЭВ. Необходимость значительных изменений в механизме сотрудничества диктуется ведущейся внутриотраслевой перестройкой в промышленности стран СЭВ ; при этом тот факт, что совместные программы СЭВ в настоящее время распространяются па такие зависящие от высокого технологического уровня и требующие постоянного обновления участки промышленности как электроника, производство вычислительной техники, микропроцессоров и роботов также мотивирует прогресс в этом направлении. Колман Печи: Некоторые политико-теоретические и практические вопросы экономических отношений СЭВ с развивающимися странами Усложняющаяся взаимосвязь между политикой и экономикой несомненно будет играть в будущем ван:ную роль и в развитии экономических отношений II