Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1976 (3. évfolyam)

1976 / 1. szám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalmi kivonata

Определить место Заключительного акта совещания по европейской безопасности и сотрудничеству среди норм международных отношений непростая задача, В западных публикациях по этим вопросам существует неопределенность терминологии, многообразие в характеристиках этого документа и поверхностность мнений по поводу его содержания. Заключительный акт не являет собой до говора в правовом смысле, хотя по отдельным признакам сходен с ним. То обстоятельство, что в намерения подписавшихся не входило создание договорного международно-правового обязательства, послужило поводом для некоторых преждевременно сделать вывод о том, что данный документ не имеет правового характера и правовой силы. Автор подробно излагает ту точку зрения, согласно которой Заключительный акт, хотя и является прежде всего политическим документом и моральным принятием обязательств, однако имеет правовой характер и несет ряд правовых последствий: он может служить,например, основой создания норм обычного права или правовых договоров в будущем. В нем также подробно разъясняются и толкуются относящиеся к Европе правовые принципы международно-правовых договоров и других источников, вследствие чего он может служить полезным дополнением к таким международно-правовым обязательствам, как например Устав ООН. Рассматривается также вопрос моральных и политических санкций и гарантий, которые, хотя и отсутствуют в своей традиционно-правовой форме в Заключительном акте, однако не могут быть недооценены. Отдельные западные источники приписывают Заключительному акту несуществующие в нем нормы (санкции «дележа», гегемонию ит.п.). Автор напоминает также об упущении Западом в прошлом ряда возможностей международно-правового соглашения. За небольшим исключением западная политика в лице своих представителей не проявляла должной гибкости и доверия в вопросе международно-правовых гарантий безопасности и сотрудничества, а также их организаций. Но путь к заключению договора коллективной европейской безопасности и ее системы, отправным пунктом на котором является Заключительный акт, остается открытым. Петер Кулчар: Заключительный акт совещания в Хельсинки и нормы международных отношений Ференц Козма: Возможности обновления мирового экономического порядка капитализма Стремления развивающихся стран изменить свое положение в мировом хозяйстве за последние годы воплотились в единую стратегию с далекоидущими последствиями во всей сфере международной экономической и политической жизни. Для социалистического мира небезразлично направление экономического развития этих стран и исход реформы мирового экономического порядка. Стратегия империализма в отношении «нового мирового экономического порядка» направлена на расширение в глобальных масштабах неоколониального международного разделения труда. Вызванные распадом старого колониального строя изменения мирового хозяйства сделали бессмысленным сохранение монополии перерабатывающей промышленности развитыми капиталистическими странами, которые стремятся теперь к такому разделению труда, в том числе и с развивающимся миром, при котором, с учетом использования дешевой рабочей силы, происходит перемещение ряда технически неприхотливых отраслей перерабатывающей промышленности в менее развитые районы. Однако и в дальнейшем остается в силе стремление к сохранению монополии технического развития и контролю производства важнейших сырьевых материалов, который осуществляется через контроль государственных экономических политик развивающихся стран, их торгово-распределительной сети, а также монетарной системы. Этой стратегии империализма развивающиеся страны хотят противопоставить монопольное обладание наиважнейшими сырьевыми материалами и усиление своей роли в международных организациях. Та стратегическая концепция, которая была разработана и представлена на обсуждение мирового мнения У1 и У11 чрезвычайной сессии Ассамблеи ООН, содержит много прогрессивных, антиимпериалистических элементов. В то же время этот проект реформы явно остается в рамках мировых экономических механизмов монополистического капитала, стремясь приспособить их к перегруппировке более высоких доходов в интересах развивающегося мира. Природа монопольно-капиталистического механизма мирового хозяйства такова, что даже наиболее далеко идущие реформы, которые еще в состоянии выдержать развито-капиталистические силовые центры, и прежде всего великие империалистические державы и мультинациональные предприятия, в основном действуют в направлении неоколониального международного разделения труда. Дело в том, что в руках монополистического капитала остаются все важные козыри: монополия инноваций, высококвалифицированная рабочая сила, ключевые позиции в мировой торговле и банковской системе, возможности субституции сырьевого материала развивающихся стран, а также обладание большинством запаса мировоII