Külpolitika - A Magyar Külügyi Intézet elméleti-politikai folyóirata - 1973 (1. évfolyam)

1973 / Próbaszám - A tanulmányok orosz és angol nyelvű tartalmi kivonata

вестно и то, что интересы крупных компаний, заинтересованных во внешней экспансии, всегда довольно непосредственно оказывали влияние на внешнюю и внешнеэкономическую политику США. Однако теперь, когда самые мощные американские монополии опутывают своей сетью всё капиталистическое мировое хозяйство, это влияние многосложнее. К началу 70-х годов изменилась установившаяся после второй мировой войны структура капиталистического мирового хозяйства. Изменение отношений мирового хозяйства проявилось особенно ярко в глубодом и продолжительном кризисе международной финансовой системы, что также произошло на фоне сравнительного упадка международного влияния Соединенных Гтатов. Позиции США в мировой торговле и особенно в сфере международного перемещения капитала остаются довольно прочными. Однако превосходство США над своими главными конкурентами уже далеко не такое значительное и драматичное, каким оно было два десятилетия тому назад. Для Соединенных Штатов в современных условиях вопросом решающего значения явля- своего хозяйства, ускорение технического ются: повышение конкурентоспособности развития и увеличение количества экспортируемой техники. Делом большой важности стало также приобретение новых рынков для своих экспортных товаров, с чем связан и растущий интерес к экономическим связям с социалистическими странами. Рождение, в результате изменения соотношения сил, новых институций мирового хозяйства и обосновывающих эти институции соглашений — трудный и болезненный вопрос прежде всего для Соединенных Штатов, Влияние конфликтов, возникающих вокруг этого, ещё дол- систему отношений между ведущими госу- гие годы будет накладывать отпечаток на дарствами в капиталистическом мировом хозяйстве. Хидаши Габор: Отражение внешнеполитических стремлений Пекинг- ского руководства в политике экономической помощи Китайской Народной Республики — — — Автор, широко используя информационный и статистический материал, стремится дать полный анализ политики предоставления помощи и кредитов Китаем развивающимся странам в период можду 1953 и 1973 годами. Этот анализ показывает, что поисшедшие в этой политике изменения идут в ногу с изменениями внешнеполитического курса и стремлений пекинского руководства, более того, в некоторых случаях изменение ориентаций, методов и активности политики помощи опережают во времени смену внешнеполитической ориентации. В первое десятилетие развития Китайской Народной Республики, когда пекинское руководство ещё проводило политику сотрудничества с Советским Союзом и социалистическими странами, китайская политика помощи тоже явно стояла на службе мощи, авторитета и влияния социалистического лагеря. В тот период безвозмездная, значительных размеров китайская экономическая помощь рапространя- лась прежде всего на соседние азиатские социалистические страны больше всего пострадавшие от империалистической агрессии (Корейскую Народно-демократическую Республику и Вьетнамскую Демократическую Республику). Однако уже в последние годы этого периода, между 1956 и 1959 годами, в направлениях и методах китайской политики помощи находили своё проявление те великодержавные стремления и тенденции к гегемонии, в результате которых, начиная с 60-х годов, пекинское руководство вступило на путь разногласий со странами социалистического лагеря и большинством международных коммунистических и рабочих партий. Начиная с 60-х годов ориентир китайской политики предоставления кредитов и экономической помощи постепенно стал перемещаться в сторону развивающихся стран Азии и Африки. Пекинскому руководству не удалось соискагь. Внутри социалистического лагеря и международного коммунистического движения поддержки сколь-нибудь значительных сил своему гегемонизму, поэтому оно попыталось упрочить свою руководящую роль в недавно получивших свою независимость колониальных и полуколониальных странах, а также в рядах антиимпе- тельного движения. Однако в результате своего авантюризма пекинское руководство изолировало себя в этом движении и этих VI